Советы логопеда

 Зачем нужен логопед?

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, логопед учит правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим развивает связную речь, мелкую моторику, учит правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

 Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Учитель – логопед: Филатова Т.С


 

«КАША ВО РТУ» - ЧТО ЭТО И КАК ИСПРАВИТЬ? 

«Да у тебя каша во рту», - говорят детям с не четкой, смазанной речью. Согласитесь, сложно общаться с ребенком, который говорит непонятно. Помимо сложностей с повседневным общением в будущем, нечеткая речь может стать препятствием при устройстве на работу. Множество профессий связанно с общением, а если у человека есть дефект речи, то, скорее всего, работодатель откажет ему, так как у такого сотрудника могут возникнуть трудности в процессе работы.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться? В народе «кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

  • неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др.), в результате чего органам артикуляции сложно принять правильную позу для произнесения определенного звука;
  • нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух), т.е. человек не различает звуки на слух, а, следовательно, не может определить правильно ли он сказал слово (вместо «жук» может быть «шук», вместо «коза» - «коса»);
  • неправильно сформировавшиеся артикуляционные уклады, которые негативно сказываются на звукопроизношение (например, звук [л] произносится с помощью губ как английское «w», при произнесении звука [с] кончик языка высовывается между зубов и др.).

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения, нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

В отличие от дислалии и дизартрии, при тахилалии нарушается не звукопроизношение, а темп речи. Человек с таким нарушением говорит быстро, невнятно, «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами. Это все происходит непроизвольно, но если говорящий будет внимательно следить за речью, то она приблизится к норме.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду.  Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

Учитель – логопед: Филатова Татьяна Сергеевна


 Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.

 «Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

 Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

 «Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

 «Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

 «Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

 «Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

 «Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

 Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

 Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка»).

 «Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

 «Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

 «Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

 «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

 Артикуляционная сказка

«Находчивый медвежонок».                                                                

 Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Варенье»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

 

Какова же роль семьи, родителей

в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Учитель – логопед: Филатова Т.С

 «Игры с алфавитом»

Предлагаемые занимательные игры способствуют расширению кругозора детей, учат их ориентироваться в пространстве, помогают детям усвоить необходимые школьные знания, развивают память, мышление.

Выучите это стихотворение, и оно поможет вам запомнить алфавит:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираю всё бельё,

Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсин я быстро съем,

Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляю по мосту,

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща,

Ь, Ы, Ъ – не запомнятся никак,

Э, Ю, Я – вот и все мои друзья.

Игра «Продолжи алфавит»

Первый этап: можно начать игру с любой буквы. Однако особенно плохо люди знают конец алфавита, поэтому лучше начинать с букв п, у, ч, ь или любой другой.

Второй этап: назовите в алфавитном порядке все гласные, а затем все согласные буквы.

Игра «Расставьте буквы в алфавитном порядке»

Придумайте слово и напишите буквы этого слова по порядку алфавита, например, ручка:

а, к, р, у, ч.

Игра «Алфавит вокруг нас»

Напишите названия предметов, находящихся в комнате, в кухне и т. д. в алфавитном порядке.

Вариант предыдущей игры «Назови, какие знаешь… овощи (фрукты, профессии и т. д.) ». А теперь запишите их в алфавитном порядке. Если на одну букву получилось несколько слов, учитывайте вторую и третью по порядку буквы, например: абрикос, ананас, арбуз.

«Мальчишечье» задание. Какие вы знаете марки автомобилей? Расположите названия марок автомобилей по порядку.

Игра «Угадай слова»

В этой игре необходимо хорошо знать порядок букв в алфавите. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «б», вторая – за буквой «д», третья – за буквой «р», четвертая – за «м», пятая – перед «б» (Весна).

Это слово начинается с буквы, стоящей перед «у», вторая буква стоит перед «ё», третья – перед «р», четвертая – перед «м», пятая – после «н» (Тепло) .

Игра «Зашифрованные слова» Если вы расставите буквы в алфавитном порядке, прочтете слова:

Ь, Е, Д, Н; Т, О, Г, С, Ь; Т, Н, О, Е; О, Ч, К, Ь, Л, Я.

 

Желаю успеха!

 Учитель – логопед: Филатова Т.С.

Азбучные истины 

Для реализации больших потенциальных возможностей детей дошкольного возраста и для улучшения их интеллектуальной подготовки к школе, в частности, требуется существенное улучшение воспитательно- образовательной работы в детском саду и в семье, с целью взаимопомощи для родителей детей- логопатов трактуются "Азбучные истины", которые помогают эффективнее проводить работу учителю- логопеду с родителями: 

               - Верьте в силы ребёнка и помогите ему обрести эту веру;
               - Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша чувство самостоятельности сотворенного;
               - Пробуждайте интерес к более трудным заданиям;
               - Обучайте в игре. Для этого у них так мало времени;
               - Обучайте в активном действии;
               - Обучайте в живом общении;
               - Не забывайте о том, ч то ребёнок хочет стать взрослым и подражает вам во всём;
               - Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним, разделив беду и счастье пополам; 
               - Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас! 

Известный писатель К. И. Чуковский писал: "Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую головку, а ребёнок как ни в чём не бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя услышанные слова. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое  время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний ребёнок."

Учитель- логопед МАДОУ д/с №96 

Вахрушева И.К.

 

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики

Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка.

1. «Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.   

Наш  Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

 

 

 

2. «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

 

3. «Улыбочка» - «Трубочка»

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

 

 

4. «Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд

.

5. «Горка» 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

 

 

6. «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.  

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два».

 

 

 

 

7. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).  

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.  

 

8. «Качели»

Рот открыт.

Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку

, либо к верхним и нижним зубам.    

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт. 

 

9. «Грибок»       

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.    

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок! 

 

 

 

 

10 .«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,

многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.       

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д.

 

11. «Пароход гудит»     

Прикусить язык и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).     

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

 

 

Учитель- логопед МАДОУ д/с № 96:

Филатова Татьяна Сергеевна

 

Развитие мелкой моторики.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки , решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Рисовать различными материалами( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.) и многое другое.

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается  детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

  

Учитель- логопед МАДОУ д/с № 96:

Филатова Татьяна Сергеевна

 

Скоро в школу

"В сотрудничестве, под руководством,
с чьей- то помощью,
ребёнок всегда может сделать больше
и решить более трудные задачи, 
чем самостоятельно.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу..Всем хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того. чтобы ребёнок был готов в этому?

Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 4 годам в норме у ребёнка в словаре до 2000 слов, к 5 годам от 2000-3000 слов.

Для обогащения и расширения словарного запаса ребёнок течении недели должен усвоить:

  • в 3 года- 5 новых слов
  • в 4 год -10 новых слов
  • в 5 лет- 15 новых слов
  • в 6 лет- 20 новых слов
  • в 7 лет- 30 новых слов  

 В активном словаре

 1 год- 2 -3 -20 слов

2 год - 100 - 300 слов

3 год  - 900-1000 слов и более

4 год -  до 2000 слов

5 год -  от 2000- до 300 слов

6 год -  3000- 3500 слов

В среднем выявлено в словаре ребёнка:

существительных - 50,2%

глаголов             - 27.4%

прилагательных   - 11.8%

наречий              - 5.8%

числительных     - 1.9%

союзов                - 1,2%

предлогов           - 1,8%

междометий       - 0,9%

  Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи является актуальной задачей всех детских садов.

  • Ребёнок овладевает звуками речи не сразу, а постепенно, с трудом, при активной помощи взрослых.
  • Изолированный от речи окружающих, он становится немым.

  Малыш, выучивший с ранних лет свой язык, успешно усваивает и другой язык.

 "Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит

"активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка".

А.И. Сорокина.

Уже с 4 -х - 5 лет более развитые дети начинают сами замечать  недостатки своей речи и нередко болезненно переживают. Они стесняются говорить, избегают слов с дефектными звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии в школу. У них  возникает чувство своей неполноценности, боязнь насмешек и "поправок" со стороны детей; тягостные чувства, особенно резко проявляются при тяжёлых изъянах речи и не всегда изживаются в детском возрасте, они преследуют ребёнка в школе и после неё, мешая ему учиться, а в зрелом возрасте избирать привлекающую его профессию.

Учитель- логопед МАДОУ №96

Вахрушева Инна Константиновна

Рейтинг@Mail.ru